Люди настроения
Карен Шахназаров: "Когда есть ощущение внутренней свободы, это видно"
– Карен Георгиевич, 18 лет Вы управляете "Мосфильмом". У этой киностудии непередаваемая, очень тёплая энергетика. Иногда такое ощущение, что время здесь останавливается. У Вас на Мосфильме есть любимое место?
– Зависит от того, чем я занимаюсь. Если я занимаюсь съёмками – это павильоны. Если я занимаюсь монтажом, звуком – это тонстудия. А если просто погулять – это сад Довженко.
– Да, чудесные яблони там, белки бегают.
– Да, белки, утки летают.
– Видно, что Вы хозяйственный человек. Дома тоже? Кран починить, гвоздь прибить можете?
– Ну не знаю… Если вы зайдёте в мой кабинет, он производит впечатление бесхозяйственного.
– То есть сапожник без сапог?
– В своем быту я, наверное, достаточно небрежный человек. А в остальном мне всегда хотелось сделать, и коллектив меня всегда поддерживал, такое идеальное место. И действительно, сегодня "Мосфильм" никаким студиям не уступает – я был на многих – ни с точки зрения технологий, ни с точки зрения внешнего вида.
– Забавно, что когда Вы только получили Мосфильм, то реконструкцию начали с туалетов… Почему именно с них?
– Я думаю, что вообще всегда лучше с туалетов начинать. Это такая проблема. Я ещё молодой был и работал здесь ассистентом. И работал здесь Куросава, знаменитый японский режиссёр. Я был на его пресс-конференции здесь. В конце он сказал, как он счастлив работать, какие замечательные люди, какие талантливые. Но закончил он тем, что "я только не понимаю, почему в таком ужасном состоянии туалеты". Я запомнил!
– Знаю, что свой фильм "Анна Каренина" Вы частично снимали в павильоне Старой Москвы, переделанной под Санкт-Петербург.
– Да, там у нас есть здание, подъезд к дому Каренина, квартира Вронского. Мы так снимаем, чтобы было ощущение, что это большой город.
– Интересно, что пару Каренина – Вронский сыграла супружеская пара Боярская – Матвеев. То, что они супруги, помогало или мешало съёмкам?
– Мне не мешало, может, им мешало, я не в курсе. И Лиза Боярская, и Максим Матвеев – очень талантливые молодые актёры, с большим будущим, как мне кажется.
– Лиза пробовалась 8 раз, Максим – 6… Почему кастинг был таким жёстким?
– Кстати, Максима я сначала не утвердил. Он попросил ещё раз его попробовать. Роль очень ответственная, пробы были тщательные. И я ставил задачу, чтобы я лично верил. Если бы я не нашёл актёров, которые могут сыграть в моём понимании, я бы не стал снимать картину.
– У Вас какая-то своя необычная интерпретация. Давайте приоткроем завесу тайны. Там видоизменена концовка…
– У нас нет сакраментальной сцены.
– То есть бросаться под поезд Анна не будет?
– У нас нет этой сцены.
– Мы заговорили про кастинги. Вспоминается история с пробами Евгения Евстигнеева на фильм "Зимний вечер в Гаграх". Он практически вынудил Вас взять его в фильм.
– Я хотел его взять. Сценарий мы писали под него. Но всё равно я пробовал других актеров. Леонов, Ефремов. И Евгений Евстигнеев знал, и он прессовал меня. Звонил, заходил, спрашивал, активно боролся за эту роль. В какой-то момент меня это даже раздражало. Но с другой стороны, потом я зауважал его, потому что для актёра роль, которую он хочет сыграть, это большая редкость. Ему понравилась роль, и он за неё боролся. Вызывают уважение люди, которые хотят работать, они всегда вызывают уважение.