Люди настроения
Татьяна Самойлова: "Когда человек стареет, это уже не надо показывать. Кино – искусство молодых"
Она сидела в кафе и думала, где найти деньги на билет. Накануне её пригласили на Каннский фестиваль, где 50 лет назад началась её кинематографическая судьба.
В Каннах она познакомилась с мировыми звёздами, в неё влюбился Пикассо: "Сегодня ты простая девушка, – сказал он, – а завтра – кончилась свобода!" Публика стоя рукоплескала Татьяне Самойловой, обошедшей саму Софи Лорен.
В детстве она посвятила балету 14 лет, её хвалила Майя Плисецкая. Этот талант она использовала в своей первой роли, но так себе не понравилась, что дебютная картина едва не стала последней.
"Я была очень расстроена, когда я впервые познакомилась с кинематографом, и решила больше никогда не сниматься".
Дочь народного артиста СССР Евгения Самойлова пошла наперекор отцу, став актрисой. Она мечтала, чтобы её, как и отца, узнавали на улицах и говорили только о ней.
После Каннского триумфа советские женщины красили глаза "а-ля Вероника", но не понимали, почему девушке, изменившей жениху, посвятили картину. Хрущёв вообще о героине отозвался нецензурно.
"Я обожала Веронику! Она вынесла это всё на своих плечах и говорила, что она – великая баба. Великая!"
Посетители кафе не узнавали в пожилой женщине актрису, которой Голливуд предлагал пятилетний контракт. В Госкино тогда отписались, что ей некогда. Самойлова сделала вид, что это её решение…
Ещё студенткой она влюбилась в Василия Ланового – первого красавца на курсе, который и сам не отводил от неё глаз. Они страстно любили друг друга, но их семейная жизнь длилась всего два года. Самойлова забеременела. Лановой умолял сохранить ребёнка, но выбирая между материнством и карьерой, она предпочла второе.
"Я уехала в Канны, он уехал в Китай. Кончилось увлечение, началась работа".
Через 10 лет, снимаясь вместе в "Анне Карениной", страсть они уже только изображали. Она снова выходила замуж. А потом встретила отца своего сына…
Новые роли не обещали былой славы, она понимала, что такой успех больше не повторится. Эдуард Машкович терпеливо сносил истерики жены, которые случались всё чаще.
Теперь она была одна. Родители умерли, сын навсегда уехал в Америку, а режиссёры побаивались снимать живую реликвию, не догадываясь, насколько сузился мир для легендарной актрисы.
"Когда человек стареет, это уже не надо показывать. Кино – искусство молодых".
Она встала и ушла, не расплатившись. В кафе её хорошо знали и сочинили для неё легенду, будто народных артистов кормят бесплатно. Мировая звезда торопилась: ей пообещали оплатить билет во Францию.
Ту золотую пальмовую ветвь она потеряла, но через 50 лет после своей триумфальной победы она мысленно дарила её каждому зрителю. Не обижаясь на судьбу…