Главный экспонат
Тайны "Царевны Лебеди"
Живопись этого мастера трудно перепутать с работами других художников. Говорят, у него был редкий дар видеть музыку цвета. Одно из самых притягательных его произведений – портрет сказочной девы-птицы "Царевна Лебедь".
Если художник задумывал образ, то он жил с ним достаточно долго. К образу девы-птицы Врубель обратился во время работы над иллюстрациями к собранию сочинений Пушкина. Пробные рисунки украсили несколько балалаек в 1899 году.
Врубель обожал музыку, особенно его волновали звуки моря, как он признавался своей супруге. Именно поэтому на его картине "Царевна Лебедь" изображена сказочная представительница морского царства. Необыкновенный голос Надежды Забелло вдохновил Римского-Корсакова на создание многих музыкальных образов. Из письма композитора: "Вы тем самым сочинили морскую царевну, что создали в пении и на сцене её образ, который так за вами навсегда и останется в моём воображении".
Михаил Врубель и Надежда Забелло познакомились за кулисами частной оперы. Коровин, декоратор, в тот момент заболел, и Михаила Врубеля вызвали заменить его. Он увидел Надежду и был потрясён, это была любовь с первого взгляда. "Другие певицы поют как птицы, а Надя поёт как человек", – сказал художник. Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде Ивановне предложение и вскоре приступил к созданию декораций и костюмов для оперы Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане". Вдохновила Врубеля Надежда Забелло, репетировавшая сольную партию оперы. Так из оперного образа возник портрет сказочной царевны. Врубель задумал, что костюм у его героини должен стать совершенно необычным. Он мечтал, чтобы в этом костюме был использован настоящий электрический свет. Но такого эффекта достигнуто не было. Однако сам Михаил Врубель создал для своей жены костюм белого лебедя. Особой внимание художник уделил в картине деталям: на голове царевны выписал кокошник, переливающийся красивыми сине-зелёными цветами, её роскошные перстни, тонкие пальцы и вуаль, ниспадающую с её волос, окутывающую её, словно морская пена. Когда находишься у картины, физически ощущаешь нежность перьев лебедя. В то же время интересно, что художник использовал не только белую краску для достижения этого эффекта. Если присмотреться, мы также видим необыкновенную палитру розовых, серых, голубых оттенков, которые создают ощущение волшебства. Остаётся загадкой, кто позировал художнику. Некоторые специалисты видят черты Елены Праховой, другие – Надежды Забелло-Врубель.
Несмотря на такую красоту и даже некоторую торжественность, глаза царевны тревожны и загадочны. Не покидает ощущение, что это существо из другого мира, что это сказочная богиня, оставившая нам загадку, которую невозможно разгадать.