Крупным планом
Прекрасная эпоха Станислава Говорухина
Его детство прошло на Урале рядом с мамой. То, что отец был репрессирован, Прасковья Афанасьевна скрывала вплоть до смерти Сталина, чтобы не портить сыну анкетные данные.
Выбрав профессию геолога, романтичный юноша начал учиться в Казанском университете, успевая при этом участвовать в самодеятельности и писать для местной многотиражки. Пока не случилось то, что трудно назвать случайностью.
Станислав Говорухин, кинорежиссёр:
– Иду по городу Горькому и вижу: снимается кино. Все суетятся, переносят реквизит, выставляют осветительные приборы, и только один человек сидит в кресле.
Самоирония была его отличительной чертой. Как и решительность. Не пожалев потраченных лет на геологию, Говорухин снова поступил в институт – теперь уже во ВГИК.
Сергей Соловьёв, кинорежиссёр:
– Он уже пришёл умудрённым жизненным опытом, на него смотреть было одно удовольствие. Серый кардинал ВГИКа. Неизвестно, кто ректор, а кто Говорухин.
Песня, которую сегодня знает каждый, впервые прозвучала в дебютной картине "Вертикаль" об испытаниях дружбы, о любви и смелости.
Лариса Лужина, актриса:
– Слава был очень жестоким человеком. Поскольку он сам имел II разряд по альпинизму, он решил, что мы должны всё делать просто. Он говорил: "Так, всё, ребята, вот вам рюкзаки – и в горы". А сам не шёл.
Название первого фильма стало символичным. Вертикаль с того времени стала жизненным вектором Говорухина. К тому же на этих съёмках он встретил свою будущую жену.
Галина Говорухина, вдова Станислава Говорухина:
– Я у них работала в монтажной ученицей, и он сразу сказал своему монтажёру: "Она будет моей женой". В ту же секунду. И он меня стал обхаживать, влюблять в себя. Читал мне "Онегина" наизусть.
Режиссёра Говорухина страна узнала в лицо, когда он сам снялся в культовом фильме "Асса". Отрицательный персонаж в его исполнении получился неоднозначным. Мужское обаяние, изысканные манеры и тонкий вкус редко вызывают отторжение.
Татьяна Николаева, продюсер:
– Он научил меня вкусно есть. Что, с чем и как надо есть, какое должно быть вино, где должно быть посолено, где чёрный хлеб, где белый. И делал это с таким удовольствием!
Вкусно получалось всё, за что он брался: снимал ли кино, писал ли книги или рисовал. Говорухин признавался, что делал только то, что нравилось ему самому.
Фильм "Место встречи изменить нельзя", который имел ошеломительный успех, зрители знают наизусть. Говорят, в 80-х его цитировали даже уголовники. А в 90-х в российском кино раздался громкий выстрел "Ворошиловского стрелка".
Лариса Гузеева, актриса:
– Он этим своим фильмом успокоил огромное количество людей. Всё-таки справедливость, хотя бы такая, всё равно существует.
Поиски справедливости привели его в политику, но, как истинный идеалист, Говорухин верил, что "один в поле воин", и применял своё оружие. В 80 лет он экранизировал повесть Сергея Довлатова, назвав картину "Конец прекрасной эпохи".
Его последние фильмы, как и первые, чёрно-белые. Возможно, это был просто стиль. А может быть, режиссёрский ход Станислава Говорухина, прошедшего свой путь в кинематографе от "Вертикали" до самого "Конца прекрасной эпохи".