Это интересно
Невероятные побеги
13 июля 1944 года истребитель Михаила Девятаева был сбит противником. Лётчик в последний момент успел катапультироваться, но, приземлившись, потерял сознание. А когда очнулся, понял, что его взяли в плен. Ровно через месяц Девятаев попробовал бежать в первый раз. Его отправили в концлагерь. А ещё через полгода Михаилу Петровичу удалось почти невозможное. Вместе с 10 военнопленными они угнали немецкий бомбардировщик, чудом ушли от вражеского огня и приземлились в Польше, в месте расположения артиллерийской части Красной армии. Девятаева и его команду не сразу признали, настолько невероятным казалась история их побега.
Михаил Девятаев, ветеран Великой Отечественной войны:
– Кричат: "Фашисты, сдавайтесь!" Кто-то из моих товарищей ответил: "Мы не фашисты, мы советские граждане, просто домой летим на фашистском самолёте". – "Тогда давайте для переговоров один человек с вашей стороны, один с нашей". Тут мы все и посыпались. Встреча была незабываемая: стали все целоваться, обниматься!
Станислав Курилов, наоборот, бежал от своих. Тем и прославился. Невыездной океанограф в декабре 1974-го отправился в круиз из Владивостока до экватора без захода в порты. Когда лайнер "Советский Союз" оказался в 100 километрах от Филиппинского острова Сиаргао, Курилов прыгнул за борт.
Станислав Курилов, океанограф, писатель:
– В общей сложности я провёл в воде 2 ночи и 3 дня. У меня не было ни воды, ни еды. Но я был к этому готов. Тяжелее всего было не спать все эти дни.
Всего пару десятилетий спустя ситуация изменилась. Из Приморья больше никто не бежит. Наоборот, оно превратилось в землю обетованную для многих граждан Северной Кореи. Рискуя жизнью, часто вплавь, они пытаются выбраться из Народно-Демократической Республики.
Сергей Расторгуев, политолог:
– Северные корейцы предпочитают жить в России, так как считают, что здесь находится мечта всей их жизни. Здесь существует определённая ментальность, которая им близка, и при этом нет ограничений, которые не устраивают их на родине.
Самые дерзкие побеги совершают не самые порядочные люди. Мексиканский наркобарон Хоакин Гусман в этом деле изрядно поднаторел. В первый раз его посадили в тюрьму на 20 лет. Гусман вышел уже через 4.
Владимир Самохвалов, адвокат:
– Он совершил побег, воспользовавшись тележкой для грязного белья. Побег удался. Гусман покинул территорию режимного заключения и долгое время скрывался.
Гусман скрывался целых 10 лет, пока в 2014-м его опять не задержали. На этот раз побег был более спланированным и комфортным. Его помощники выкопали тоннель от тюремной душевой до ближайшей деревни. Говорят, преступники даже провели в тоннель электричество.
Анастасия Лебедева, "Настроение"