Крупным планом
Виктор Балашов: обаятельный диктор с безупречным стилем
В те времена, когда телевизоров не было, всё свободное время молодёжь проводила вне дома. В юности Виктор увлёкся самбо, получил звание мастера спорта, стал чемпионом Москвы, но профессию выбрал актёрскую. Высокого статного красавца приняли во МХАТ на курс Аллы Тарасовой.
"Боже мой! Какие были артисты! Вот если бы я увидел сегодня Михаила Ивановича Жарова или Москвина, Прудкина, я бы встал на колени! Это были великие русские артисты! Боже, я их знал!"
Учёбу прервала война. Доброволец Балашов сражался на Волховском и Ленинградском фронтах. А в 1944-м, после ранений и контузии, вернулся на костылях. О сцене пришлось забыть, но он доучился и, с благословения Юрия Левитана, начал работать на радио. А в это время в некоторых домах появились первые телевизоры.
"Мне посчастливилось попасть на два-три таких сеанса-просмотра. Огромный ящик, в середине этого ящика маленький экранчик".
В первое время в роли дикторов на телевидении выступали актёры и яркие образованные люди с хорошей дикцией. Этого Балашову было не занимать, и он приступил к новой работе, но вскоре ему наскучило объявлять лишь концертные номера, как это делали другие. И тогда он ушёл. Но вернулся, когда у дикторов изменилась манера общения, они могли двигаться в кадре и даже выходить за пределы студии. Появился новый жанр – репортаж, и на экране стало больше жизни.
Советского диктора Балашова отличали не только тембр голоса, но ещё безупречный стиль, элегантность и обаяние. У зрителя он вызывал исключительное доверие. Возможно, поэтому именно ему было поручено сообщить на весь мир об одном из самых важных событий ХХ века – полёте Гагарина в космос.
Он был ведущим задушевных передач с беседами, таких, как, например, "Клуб фронтовых друзей". Ему нравилась непринуждённость, недопустимая в программе "Время". Но иногда Балашов позволял себе вольности – в виде то кожаного пиджака, то совета на ночь выпить кефира. А однажды вместо длинной подводки он сказал по-домашнему просто: "И о погоде. Сегодня существенных осадков не ожидается, температура не изменится". Фраза стала незаменимой в программе, а дикторы – ближе к зрителям, которые ничего не знали о своих кумирах. Лишь годы спустя открылось, что Виктор Балашов – настоящий экстрасенс.
"Моему сыну было два года, он тяжело болел. И вдруг меня как осенило, говорю: "Уйдите все, никто к нему не подходите больше!" Я настолько был мощный в энергетике, которая идёт откуда-то сверху. Наверное, какое-то есть, действительно, информационное поле".
Балашов видел людей насквозь, даже с закрытыми глазами. Определял на слух, насколько искренен и добр человек, достаточно было услышать его речь и интонацию. Он прожил 96 лет, больше полувека общаясь с телезрителями. На вопрос, что бы он пожелал молодым коллегам, Виктор Балашов сказал как всегда просто: "Чтобы они заслужили доверие, чтобы они заслужили… я не боюсь сказать слово "любовь".