Люди настроения
Гергиеву – 70!
С помощью музыки он показал миру, как звучит русская душа. Дирижёру Валерию Гергиеву 70! Но думать о цифрах некогда. Он даёт по три концерта в день, строит новые театры и собирает миллионы слушателей.
Экзамены в музыкальную школу 7-летний Валера провалил: вместо того чтобы повторить мелодию, исполнил её по-своему, отчего услышал жестокий вердикт: "Нет слуха". Педагог просто не поняла: начинающий музыкант пытался усовершенствовать произведение. Со второй попытки он всё-таки попал на учёбу. Уже через месяц преподаватель возьмёт свои слова обратно, а неординарное прочтение материала станет козырем Гергиева.
Александр Чайковский, композитор, художественный руководитель Московской государственной академической филармонии:
– Он просто бешено талантлив. Это невероятно одарённый человек. У него звериное музыкальное чутьё, и оркестры сразу за ним идут. Он имеет демонический магнетизм.
Умение вести за собой позволит Гергиеву занять место ассистента главного дирижёра в Мариинском театре, а потом возглавить его на 30 лет, привезти в Россию именитых исполнителей и стать экспортёром отечественной классической музыки.
Валерий Гергиев, народный артист России, дирижёр, художественный руководитель, генеральный директор Мариинского театра:
– Мы были самым гастролирующим театром в мире. Зачастую проводили три, а то и четыре месяца на гастролях. Гастролировали и в Северной, и в Южной Америке, очень много в Европе и очень много в Азии.
Усилиями маэстро ожили произведения, больше ста лет не видевшие сцены, за что он в узких кругах получил прозвище музыкального археолога. Народный артист первым отважился исполнять оперы на языке оригинала, что публика горячо оценила: в Пекине на концерты Гергиева восемь тысяч билетов были проданы за 20 минут.
Денис Мацуев, пианист, народный артист России:
– Это человек, который впитал в себя уникальное проникновение в образ любого произведения, за которое он берётся. Он очень жадный до нового репертуара. Его репертуар огромен, необъятен.
Дирижёр Гергиев не только на сцене. В девяностые пришлось спасать любимый театр от нищеты и забытья. Административные решения вывели "Мариинку" из кризиса и позволили открыть филиалы во Владивостоке, Владикавказе и сразу три сцены в Петербурге.
Валерий Гергиев, народный артист России, дирижёр, художественный руководитель, генеральный директор Мариинского театра:
– Новый оперный театр, который мы любовно называем "Мариинкой 2", был открыт 2 мая 2013 года. Появление этого театра должно стать новой золотой страницей славной истории. И сейчас у нас достаточно крупные планы. Например, опера Моцарта "Похищение из сераля".
О трудоспособности Гергиева ходят легенды, мол, маэстро никогда не спит. Ведь народный артист успевает давать 300 концертов в год, проводить десятки фестивалей, руководить оркестрами в разных странах и даже курировать собственный благотворительный фонд. И, судя по всему, возраст на нечеловеческой работоспособности не отражается.
Ильдар Абдразаков, оперный певец, заслуженный артист России:
– Он говорит: "Подожди секундочку, сейчас у меня спектакль закончится, и я тебя прослушаю". В итоге я ждал-ждал, и прослушивание у меня состоялось в 3 часа ночи. Я как-то пытался собрать свой голос. При этом в 3 часа ночи ещё полтеатра было там, никто не спал.
Как человек мира маэстро не боится нести музыку там, где она нужнее всего: в послевоенном Цхинвале, освобождённой Пальмире и даже в карельском Беломорске, где нет концертного зала. Ведь, по мнению Гергиева, культура остаётся жизненной константой, которую нельзя отменить.