Личное дело
Личное дело Бориса Стругацкого
Два человека – один писатель. Аркадий и Борис Стругацкие. Старший – военный переводчик, младший – астроном. Борис Стругацкий как-то заметил: "Мы просто придумали мир, в котором нам хотелось бы жить".
Жажду открытий и приключений в настоящем заменяла Борису другая страсть – филателия. Он называл себя "филателист-тиффози Борис Стругацкий".
Первая марка была выпущена в 1840 году в Великобритании. Она получила название "Чёрный пенни". Спустя 17 лет в России ввели почтовые марки для всеобщего пользования. Марку можно было отпарить и поместить в специальный альбом. Кстати, коллекционеры собирали только гашёные экземпляры. Ради заветной марки проводили целое расследование, а добыв трофей, часами ждали своей очереди, чтобы погасить его. Не случайно собиратели называли себя "охотниками за знаками оплаты". Ведь марка – это особый знак единицы почтовой оплаты, имеющий собственную номинальную стоимость.
Собирать марки Борис Натанович начал в 1948 году, когда ему в руки попала удивительная книга, в которой содержался перечень всех марок, выпущенных в Советском Союзе. Среди отечественных марок к одной из раритетных причисляют штемпель "Тифлисская уника" номиналом 6 копеек.
Сперва Стругацкий решил собирать экзотические марки – марки английских колоний, но это была невыполнимая задача: для этого надо было быть членом королевского дома. Тогда Стругацкий перешёл на тему космоса.
В 1962 году в Советском Союзе выпустили самую большую марку – "Слава покорителям космоса". Её размер – 15 на 7 сантиметров. Такие крупные марки принято называть блоками.
Но потом Борис Стругацкий сосредоточился на главной своей теме и стал собирать не только марки, но и открытки, и конверты, которые были выпущены в РСФСР с 1917 по 1923 год.
"Я страстный филателист. Люблю копаться в марочках. Стараюсь, чтобы всё это не мешало моим литературным занятиям".
Главное филателистическое произведение братьев Стругацких – это небольшая "Повесть о дружбе и недружбе", написанная для фантастического альманаха. Так читатели узнали о существовании самой редкой марки – "Британской розовой Гвиане" 1856 года, без перфорации с изображением трёхмачтовой шхуны по центру. Существует она в единственном экземпляре, находится в частной коллекции, и её нет даже в Британском королевском доме.
"Ах, марочки мои, марочушечки, как же я вас люблю!"
Именно в этом и есть страсть настоящего коллекционера: когда ты что-то собираешь, твоё любимое дело тебя никогда не предаст и всегда будет вместе с тобой.