Настройся на здоровье
Клятва Гиппократа по-советски
Периодевт – это не переодетый терапевт, так назывались в Древней Греции странствующие врачи. Их обязательный атрибут – посох с массивным набалдашником. Лекарств тогда было немного и все они помещались именно в нём.
Эскулап, искажённое от Асклепий, в переводе с древнего языка означает "дарующий благополучие". Так звали первого доктора на земле. Университетов он не кончал, их ещё не было, искусству врачевания его обучил сам кентавр Хирон. Кстати, посох Асклепия обвила ядовитая змея – та, которая несколько тысячелетий спустя переползёт на чашу советской медицины, а ещё позже вместе с посохом засветится на эмблеме ВОЗ.
Как он посмел оживлять людишек, да ещё и за деньги! – вскричал Зевс и убил Эскулапа молнией. Потом конечно, расстроился страшно, переживал, воскресил его, даже титул божественный присвоил, но с условием: впредь не оживлять и денег с пациентов не брать.
Клятва Гиппократа известна с V века до нашей эры, а клятве советского врача в этом году стукнуло 50 лет. Текст её неоднократно менялся, но клятва теперь уже российского врача к Гиппократу ближе, чем к принципам западной медицинской школы. Наш врач по-прежнему не может дать пациенту яд (это осуждение эвтаназии), обязан сохранять врачебную тайну, должен действовать в интересах больного и не навредить ему.
Не пустые ли это слова? Помните: "а если я нарушу эту клятву, то пусть меня…"? В присяге российского врача ничего подобного нет, но есть продолжение в Уголовном кодексе. Напоминаем и врачам, и пациентам: статья 124 УК РФ, часть 2 – неоказание помощи больному, до четырёх лишения свободы, статья 109, часть 2 – причинение смерти по неосторожности и до трёх лет лишения свободы.
Символ нашей медицины – чаша со змеёй. Змея ядовитая. Как говорил легендарный средневековый целитель Парацельс, всё есть яд и всё есть лекарство, дело в дозировке. А значит главный принцип поддержания здоровья – умеренность и разумная достаточность.