Меню

Москва 7:19 24 ноября 2024

По кадрам

Как пугают фильмы ужасов

Как создатели кино заставляют нас бояться? И что за новые приёмы появились в хоррорах? Увидим в рубрике "По кадрам".

Научно доказано, что фильмы ужасов полезны для здоровья. В ходе исследований эксперты выяснили: страх укрепляет иммунитет. Возможно, поэтому хоррор так любят зрители. Ужасы выбирают, чтобы добровольно испытать дискомфорт и страх. Как создатели кино заставляют нас бояться? Разберём по кадрам.

Ужасы, или хоррор, – жанр фантастики, цель которого – напугать, шокировать или даже вызвать отвращение. Он имеет древние корни – известны леденящие душу сказания о загробной жизни, зле и демонической сущности человека.

В 1896 году Жорж Мельес снял "Замок дьявола", его называют первым фильмом ужасов. Сейчас он выглядит смешно, напугать современного зрителя таким не выйдет. Однако уже здесь видны приёмы, которые используют при создании хорроров по сей день: ускоренная и замедленная съёмки, стоп-кадры и неожиданное появление устрашающего объекта. Это называют "скример" (от английского scream – "крик").

Эффект неожиданности – главный творец ужаса. Перед резким появлением чего-то пугающего режиссёры намеренно снижают темп повествования. Плавное движение камеры, длинные панорамы, напряжённая музыка, скрипящий пол, перегоревшая лампочка, и зритель чувствует – вот-вот что-то произойдёт. Если в той же сцене отключить звук, заменить его или сделать кадр более тёплым и светлым, эффект тревожного ожидания моментально исчезнет.

Важная роль в "ужасном" деле у художников. В их власти грим, костюмы, локации и спецэффекты. Например, в фильме "Оно" при создании Пеннивайза оттолкнулись от уникального лица актёра и его способностей. Иногда художники полностью меняют внешность исполнителя, от него нужны лишь физические данные – неестественная пластика тела или голос.

Жанр ужасов сильно эволюционировал со времён "Крика", "Пилы" и "Поворота не туда". Сейчас фильмы больше отражают действительность. В Голливуде без новой этики далеко не уедешь. Оскароносная картина "Прочь" – психологический триллер, который говорит со зрителем о расизме. "Солнцестояние" изучает депрессию и созависимые отношения. Языческий антураж – лишь катализатор для характеров персонажей, как и алкоголь в фильме "Маяк": чёрно-белая картина показывает двух обычных мужчин, постепенно теряющих рассудок.

Банальные приёмы уходят в небытие. На первом плане сейчас фильмы-рассуждения, фильмы-фантазии о том, насколько опасен человек сам по себе. Никаких инопланетян и потусторонних сил. Перед зрителем только персонаж, переживающий кошмар наяву. Пугает это гораздо сильнее пресловутых скримеров, ведь у каждого есть свой тайный страх.



Смотрите также

Субботний Рамблер