Меню

Москва 6:00 27 июля 2024

Главный экспонат

Главный экспонат Пикассо

Как художник решил написать Гернику? И почему не все поняли его замысел? Расскажет рубрика "Главный экспонат".

В апреле 1937 года мир узнал о трагедии Герники. Маленький испанский город был практически стёрт с лица земли немецкой авиацией. Свидетелем уничтожения города стал английский журналист Джордж Стир, он писал: "Кварталы, лежащие в руинах. От уцелевших домов и стен исходил жар, опалявший лицо. Всю ночь дома продолжали рушиться".

В Гернике Пабло Пикассо никогда не бывал, но весть о гибели этого городка пронзила его сердце. Художник немедленно берётся за создание грандиозного полотна "Герника".

Наталья Игнатова, искусствовед:

– По разным данным, в результате бомбардировки погибло более тысячи человек. И это в городе, население которого составляло около четырёх тысяч.

Огромная, размером со стену "Герника" была представлена в испанском павильоне в мае 1937 года. К сожалению, посетители не поняли замысел художника: одни были возмущены изображением, другие разочарованы им.

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Пикассо не воспроизводит реальные события, он создаёт своё видение происходящего, ломая формы, видоизменяя человеческие фигуры, пропорции животных, тем самым заставляя нас чувствовать очень сильные эмоции.

Во время создания картины Пабло Пикассо вступил в отношения с известным фотографом Дорой Маар, младше художника на 15 лет. Дора Маар была очень умной женщиной, она находилась с Пикассо все 33 дня, которые он работал над "Герникой".

Предвидя рождение шедевра, Дора поспешила запечатлеть все этапы работы над "Герникой".

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Перед нами убитая горем мать, потерявшая ребёнка. Солдат, упавший с лошади и разбившийся на куски, как скульптура. В правой части картины мы видим женщину, которая пытается убежать от всего этого ужаса. Всё действие картины разворачивается в тесном и душном пространстве, единственным источником освещения которого является то ли лампочка, то ли пугающий глаз.

Символична и газетная вырезка с почти типографским шрифтом, как документ с места события.

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Пикассо остаётся оптимистом и всё-таки оставляет в картине "Герника" небольшой символ надежды – маленький цветок.

Во время войны Пикассо не тронули лишь потому, что он был очень известным человеком.

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?" "Нет, – ответил Пикассо, – это сделали вы". Такой резкий ответ мог стоить художнику жизни.

В 1967 году правительство Испании попыталось вернуть "Гернику", однако Пикассо ответил отказом. 

Наталья Игнатова, искусствовед:

– После войны художник становится настоящей звездой, и его дом попадает на карту достопримечательностей Парижа. Однажды Пикассо пришёл домой и обнаружил там подарок – ящик неиспользованных бомб с запиской "Пикассо от Хемингуэя". Писатель тоже хотел увидеть художника, но встретиться им было не суждено.

"Хорошая картина должна резать, как лезвие бритвы", – повторял Пикассо.

Наталья Игнатова, искусствовед:

– Большинство людей к творчеству Пикассо настроены очень скептически: его картины не любят, они кажутся некрасивыми и непонятными. Но поищите в этих картинах не внешнюю красоту, а эмоциональность. И в изображении таких эмоций Пабло Пикассо равных нет.



Смотрите также

Субботний Рамблер