Главный экспонат
Загадки автопортрета Дюрера
1500 год. Будь ты купец или художник, приходится думать о хлебе насущном. Но талантливый человек талантлив во всём. Ради коммерческого успеха молодой художник идёт на риск и пишет автопортрет.
Наталья Игнатова, искусствовед:
– В чём же секрет картины "Автопортрет в одежде, отделанной мехом"? В левой части мы видим инициалы художника, а в левой художник написал: "Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, изобразил себя в вечных цветах в возрасте 28 лет".
Традиционно автопортреты создавали зрелые, сложившиеся художники как итог своего мастерства, но Дюрер был молод, дерзок и преследовал другие цели.
Наталья Игнатова, искусствовед:
– Картина создана на доске, а на доске писали только иконы. Более того, если писали портреты, то исключительно в ракурсе три четверти. Перед нами же строгий анфас. Молодой человек, смотрящий на нас с портрета, одет в очень модную одежду, отделанную мехом. И это обращает на себя внимание, что перед нами не Христос, а достаточно модный человек своего времени. В инициалах Альбрехта Дюрера тоже виден его характер. Это стильная и красивая аббревиатура являлась определённым торговым знаком.
Кстати, это не единственный автопортрет Дюрера. Первый художник нарисовал в 13-летнем возрасте, другой – в 22 года, подписав его: "Мои дела определяются свыше". Следующий подписан художником: "Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет". Но самым значительным считается автопортрет 28-летнего Дюрера. Интересно, что с этой работой художник не расставался до конца своей жизни.
Наталья Игнатова, искусствовед:
– Он был невероятно трудолюбив, так как вырос в семье, где было 18 детей. И, конечно, уделять внимание каждому ребёнку в такой семье невозможно, поэтому это личные таланты и трудолюбие художника.
Дюрер был разносторонне талантлив: он рисовал, писал тушью и маслом, делал гравюры, а также работы по геометрии, инженерии, изобразительному искусству.
Наталья Игнатова, искусствовед:
– Перед нами душа человека. Взгляд настолько пронзительный, что не даёт зрителю шанса рассмотреть картину. Такое чувство, будто это Дюрер смотрит в нас.
В год создания "Автопортрета в одежде" европейцы в очередной раз ожидали конца света. Возможно, по этой причине художник дважды поставил дату "1500", написав её и арабскими, и римскими цифрами.
Наталья Игнатова, искусствовед:
– "Автопортрет" является определённым завещанием его видения мира и восприятия себя для будущих поколений.