По кадрам
"Летучая мышь"
"Летучая мышь" – фильм-праздник, яркая музыкальная комедия, которая всякий раз после просмотра дарит зрителю ощущение лёгкости. Как авторам удалось экранизировать оперетту с непоющими актёрами и о чём жалела Людмила Максакова? Разберём по кадрам.
"Летучая мышь" – советский музыкальный фильм 1978 года. Режиссёр – Ян Фрид. Сценарий основан на одноимённой оперетте Иоганна Штрауса. Телевизионная премьера картины состоялась 4 марта 1979 года.
В главной женской роли режиссёр видел исключительно Людмилу Максакову, но были сомнения, что она сможет принять участие в картине. Во-первых, актриса была нарасхват, графики могли не сойтись. Во-вторых, в прошлом она уже отклоняла предложение Яна Фрида. Он приглашал её в экранизацию "Собаки на сене". После просмотра картины Максакова расстроилась, что уступила место Маргарите Тереховой, и в этот раз на работу с режиссёром согласилась без всяких сомнений.
Максакова с восторгом отзывалась о работе с Фридом. Говорила, у такого режиссёра хорошо сыграло бы даже бревно. Актриса сильно жалела, что снялась лишь в одном фильме мастера.
Дуэт Генриха и Фалька – изюминка киноленты. Без харизмы этих героев фильм точно бы потерял часть поклонников. Исполнители ролей – родные братья Виталий и Юрий Соломины, которые за всю жизнь снялись вместе всего в пяти картинах. О том, что им предстоит воплотить образы друзей в картине "Летучая мышь", актёры узнали, лишь когда случайно столкнулись друг с другом на киностудии.
Ян Фрид отобрал на роли идеальных актёров и был счастлив, что все на своём месте. Однако исполнить композиции из оперетты на достойном уровне никто их них не смог. Режиссёру пришлось подбирать профессиональных артистов оперы по тембру голоса, чтобы не было разницы между разговорными и вокальными фрагментами.
На репетициях разучивали не только танцы, но и детали арий. Режиссёр настаивал: актёры должны знать все вокальные фрагменты – вплоть до дыхания, только тогда создастся впечатление, что они поют сами, и зритель поверит в происходящее.
Работать с Яном Фридом нравилось всем. Актёры рассказывали о съёмках у режиссёра, как о каком-то особенном времени в их жизни. Его так любили, что соглашались на любые зарплаты, даже смеялись, мол, деньги будут зарабатывать в другом кино, а у Фрида станут сниматься для души.