Меню

Москва 19:15 21 ноября 2024

По кадрам

"Андрей Рублёв"

За что критиковали киношедевр? Почему сценарий писали так долго? И кого мог сыграть Василий Ливанов? Фильм "Андрей Рублёв" пересмотрим в рубрике "По кадрам".

В Советском Союзе фильм "Андрей Рублёв" подвергался критике за мрачность, неисторичность и жестокое обращение с животными. Тем не менее, сейчас лента признана даже за пределами нашей страны и считается классикой. Как долго создавался сценарий и кого мог сыграть Василий Ливанов? Разберём по кадрам.

"Андрей Рублёв" – историческая философская драма 1966 года. Режиссёр – Андрей Тарковский.

Идея снять фильм о канонизированном иконописце принадлежала Василию Ливанову. Актёр планировал сам исполнить роль Рублёва и поделился мыслями с Андреем Кончаловским, который, в свою очередь, обратился к Тарковскому. Режиссёр загорелся идеей, но сначала предстояло ознакомиться со всей возможной литературой по теме. На это ушло полгода.

Кончаловский и Тарковский читали всё про тот период: об устройстве государства, древнерусского быта, ремёслах. Про Андрея Рублёва достоверной информации практически не сохранилось, поэтому его образ и многие события фильма – художественный вымысел.

Когда сценарий завершили, начали подбирать актёров. Василий Ливанов, на удивление, заветную роль так и не получил. Сначала Тарковский планировал снимать Иннокентия Смоктуновского, но тот работал над "Гамлетом". Затем глаз режиссёра остановился на Станиславе Любшине. Но потом он увидел малоизвестного театрального артиста Анатолия Солоницына. Сомнений не было: это – Рублёв Тарковского.

Правда, коллеги не были согласны с выбором. Друзья осуждали Тарковского, ведь тот обещал роль Ливанову и воспользовался его идеей, значит и снимать нужно его. Но режиссёр не хотел слушать. Этот инцидент полностью разрушил отношения Тарковского и Ливанова, говорят, во время их объяснения дошло даже до драки.

Против Солоницына выступил и худсовет. Тогда Тарковский обратился к специалистам по древнерусскому быту и искусству, показал им пробы артистов и попросил выбрать более подходящее лицо. Всё-таки интуиция режиссёра не подвела: Анатолий им понравился больше всех.

Роль Патрикея исполнил Юрий Никулин. Работа была изнуряющей. Когда снимали сцену как монаху обжигают лицо, к актёру крайне осторожно подносили факел. Все были так сосредоточены на пламени, что не обратили внимания на босые ноги Никулина. На них всё время капала горячая солярка. Тарковский искренне похвалил артиста за хорошую работу, мол, очень натурально получилось изобразить боль. Тогда Юрий Владимирович показал на ноги.

Андрей Тарковский – известный художник в мире кино. Многие знают про его перфекционизм и серьёзный подход к мельчайшим деталям. Однажды актёры заметили, что режиссёр пропал в середине съёмочного дня. Позже выяснилось: при выставлении кадра Тарковскому не понравилась часть поля, которая была видна из окна сарая. Во время отсутствия он искал технику, чтобы землю красиво перепахали. Лишь после этого прозвучала команда: "Мотор!".



Смотрите также

Субботний Рамблер