Это интересно
По следам Остапа Бендера
Именно здесь Остап Бендер продумывал свои гениальные комбинации. Особнячок в Староконюшенном переулке построили сразу после Отечественной войны 1812 года. Домик приглянулся Леониду Гайдаю, и он решил: киношный Бендер будет жить тут. Ильф и Петров, впрочем, с режиссёром бы поспорили. Они-то своего героя поселили в соседнем переулке – Сивцевом Вражке. Точного адреса общежития в романе нет. Но есть примета – мезонин. Такое украшение во времена написания книги было только у одного особняка в переулке, поэтому считается, что это и есть настоящая обитель студентов-химиков.
Евгений Богданов, экскурсовод:
– В комнате у студента Иванопуло, где они поселились, было так просторно, что можно было лечь на полу втроём и даже ещё чуть-чуть оставалось места. На самом деле, они описывают реальную комнату, где сам Илья Ильф когда-то жил, будучи в Москве.
В погоне за неуловимыми стульями концессионеры отправляются в музей мебели. Хорошенький домик, где обитают диваны и шкафы, расположен на улице Воронцово поле. Сегодня особняк сменил цвет. А музея там никогда и не было – в съёмках задействовали только фасад.
Татьяна Воронцова, москвовед:
– Во времена, когда происходит действие романа, в Москве действительно существовал музей мебели. Находился он, правда, в Александринском дворце Нескучного сада. Но симпатичный особнячок привлёк съёмочную группу и отлично исполнил роль музея.
Один из обладателей драгоценных стульев, поэт Никифор Ляпис-Трубецкой, жил в особняке со львами. Старинный доходный дом построили в 1914 году, и цари зверей сразу стали местной достопримечательностью. Да что там, они – киноартисты с внушительной фильмографией, которые снялись ещё и в таких лентах, как "Девушка без адреса" и "Офицеры". Сегодня львы выглядят иначе, чем в фильме Гайдая. Скульптуры пострадали во время войны и лишь недавно были восстановлены.
Татьяна Воронцова, москвовед:
– Дело в том, что символ дома – львов – жильцы хотели сберечь и перетащить в бомбоубежище. Но сделать это можно было, только отколов щиты. В итоге львы просидели несколько десятилетий без щитов.
В поисках стульев Бендер разворачивает настоящую агентурную сеть из беспризорников. С ними Остап идёт по Большому Ватину переулку, и вся компания вышагивает по брусчатке. В 70-е в Москве было много мощёных улиц, но сейчас под асфальтом старины не разглядеть.
Два стула Бендер выуживает у Эллочки-людоедки. Обладательница легендарного словарного запаса живёт на Сретенской горе, в доме с кариатидами. Украшения сохранились по сей день, хотя создавались в середине XIX века тогдашним хозяином – разбогатевшим крестьянином Петром Сысоевым. Его лепка, кстати, украшает ещё и гостиницу "Метрополь".
В финале картины одинокий Киса Воробьянинов отправляется за последним стулом в клуб железнодорожников. Клуб уже существовал, но Гайдай и тут счёл, что с его ролью лучше справится другое здание – нынешний Театр Киноактёра. Получается, что Ипполит Матвеевич немного попутешествовал во времени.
Евгений Богданов, экскурсовод:
– Это здание не имеет отношения к роману, потому что построено было в 30-х годах. В романе точно указано время – 1927 год. Описанные события происходили лет за 6 до строительства этого здания.
Театр Киноактёра – сам по себе неплохой "актёр". Именно на его ступеньках позже стояли героини оскароносной ленты "Москва слезам не верит".
Дарья Новикова, "Настроение"