Главный экспонат
Демоны Врубеля
1874-й год. Гимназист Михаил Врубель, помимо страсти к рисованию, с увлечением изучает естествознание. Особый интерес для него представляют кристаллы. Пройдёт время, и юношеское хобби перерастёт в нечто большее – в уникальную "врубелевскую" технику живописи. В 1890 году свет увидела его картина – "Демон сидящий". Если не читать надпись к картине, то можно и не понять, что речь тут идёт о демоне.
Судьбоносную роль в жизни Врубеля сыграл его учитель, профессор Чистяков. Он порекомендовал талантливого студента на реставрационные работы. Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А.В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова. Тогда же в его творчестве и появился демон.
Из письма Михаила Врубеля отцу: "Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый".
Когда художник писал демона, в начале работы тот вполне умещался на холсте. К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст. В конечном варианте демон изображён со срезанной головой. И на картине видны не мазки, а те самые кристаллы. Как будто художник не писал полотно, а лепил его. Но сказочно-мистический мир Врубеля общественность не принимала.
Добрый гений Врубеля, Савва Мамонтов, заказал два панно. Работы были отвергнуты Академией художеств, и тогда Мамонтов построил специальный павильон под названием: "Выставка декоративных панно художника Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств".
После выставки Михаил Александрович женился на певице Надежде Забеле. Художник был настолько потрясён её голосом, что сделал ей предложение почти сразу же после знакомства. Вместе со своей женой художник вошёл в мир музыки Римского-Корсакова. Оперу "Садко", в которой пела супруга, Врубель слушал девяносто раз. В 1901 году в семье Врубелей родился первенец – сын Савва. Он появился на свет с врождённым дефектом – "заячьей губой", что произвело на художника тягостное впечатление. Вскоре ребёнок умер, а Врубель превратился в постоянного обитателя психиатрических клиник.
Он подарил нам картины, которые позволяют чувствовать и переживать. И ни один человек, будь то взрослый или ребёнок, не остаётся равнодушным, находясь с ними наедине.