Это интересно
Воздух с молотка
Банан, приклеенный к стене изолентой, ушёл с молотка за рекордные 120 тысяч долларов. Это событие стало самым обсуждаемым в мире аукционистов. Этот арт-объект называется "Комедиант", его автор – Маурицио Каттелан. Эксперты предупреждают, что подделать такое произведение искусства, несмотря на всю его незатейливость, невозможно. Без сертификата подлинности прикреплённый к стене банан не стоит ничего.
Ксения Павлова, эксперт аукционного дома:
– Цена не такая уж и большая, если учесть, что теперь об этом художнике говорит весь мир, и его "банан" стал новым символом современной культуры.
Прилепить предмет к стене сможет любой, но с точки зрения художественной ценности главное – первым создать форму. Каждый, кто будет пытаться повторить этот ход, станет лишь подражателем. Именно поэтому новизна так хорошо продаётся на аукционах.
Мария Кравцова, историк искусства, художественный критик:
– Современный рынок работает так, что он может абсорбировать и может дорого продать любое, даже самое скандальное произведение художников. И чем скандальнее будет предложение, тем лучше и дороже.
Снимок картофеля фотографа Кевина Абоша покупатели оценили в 1 миллион евро. Британской художнице Трейси Эмин для создания своего творения даже в студию не пришлось идти. Инсталляция "Моя кровать" была продана более чем за 4 миллиона долларов. Сейчас многие художники даже не ищут свой стиль и философию, а создают нечто провокационное, чтобы журналистам и критикам было что обсудить, а заодно и прорекламировать самого художника.
Жанна Полански, искусствовед:
– Цена современного искусства определяется совершенно не талантом автора, он может совершенно не знать академическую живопись и не уметь писать, как Шишкин. Но его хорошо разрекламировали, на него сделали искусственный спрос, и отсюда пошла цена.
Главные экспонаты нашего времени – знаменитости. Фанаты жаждут обладать частичкой своих кумиров. Кто побогаче, покупает действительно ценные вещи. Так, в конце июня с молотка ушла гитара Курта Кобейна за 6 миллионов долларов. Поклонники победнее довольствуются более скромными лотами. Надкусанный тост Джастина Тимберлейка купили за три тысячи долларов, а носовой платок Скарлетт Йоханссон – за пять.
Ксения Павлова, эксперт аукционного дома:
– Тут возникает вопрос подлинности предмета. Как правило, аукционные дома очень заботятся о своей репутации, они десять раз всё перепроверят, прежде чем выставить такой предмет.
В 2005 году один "счастливчик" приобрёл банку с воздухом, которым якобы дышали Анджелина Джоли и Брэд Питт. Покупка обошлась ему в 530 долларов. Аукционисты утверждают, что с юридической точки зрения это абсолютно законно, тем более если продавать воздух в качестве арт-объекта, то все вопросы к лоту снимаются.
Мария Кравцова, историк искусства, художественный критик:
– Люди покупают всё что угодно. Например, деревце бонсай стоит 100 тысяч долларов. Не каждый художник в результате имеет такую аукционную цену.
Происходящее на аукционах не всегда поддаётся логическому объяснению. Многие удивились, но "Кролик" Джеффа Кунса в прошлом году ушёл с молотка за 91 миллион долларов, а "Неаполитанский залив" Айвазовского не дорос в цене и до 3 миллионов.
Станислава Ракчеева, "Настроение"