Главный экспонат
Загадки "Неизвестной"
"Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трёх до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа...", – так в 1883 году писатель Пётр Боборыкин сообщал в "Биржевой газете" о появлении в Петербурге "Неизвестной". Выдающийся портретист Иван Крамской представил свою работу на очередной выставке передвижников.
Полотна с загадочными красавицами писали во все времена. Но у портретных героинь были прототипы. Для образа "Мадонны" Боттичелли позировала знатная дама Симонетта Веспуччи. Леонардо да Винчи писал "Прекрасную Ферроньеру" с Лукреции Кривелли. Картина же Крамского сохраняла абсолютное инкогнито модели.
Современники терялись в догадках. Одни считали, что на портрете изображена крестьянка Матрёна Саввишна, которая стала женой приятеля художника, дворянина Бестужева. Другие видели сходство с балериной Екатериной Числовой, любовницей великого князя Николая Николаевича. Некоторые уверяли даже, что император Александр II лично заказал Крамскому портрет любимой женщины. Кстати, в Государственном архиве хранится обширная переписка этой пары.
Вскоре картина оказалась в руках частных коллекционеров. Первого владельца бросила жена, у второго сгорел дом, а третий разорился. Так за "Неизвестной" закрепилась почти мистическая репутация. Более 100 лет прошло с момента появления "Неизвестной", однако прототип героини по-прежнему остаётся загадкой.