Главный экспонат
Тайны "Портрета четы Арнольфини"
1734 год. Резиденцию испанских монархов в Мадриде объяло пламя. Единственным предметом, уцелевшим при пожаре, оказалась картина эпохи Возрождения "Портрет четы Арнольфини". Она была создана в Брюгге в 1434 году. Это первый в истории искусства Европы парный портрет с авторской подписью.
Вплоть до XV века художникам запрещалось подписывать свои картины. Ян ван Эйк и здесь оказался новатором. Будучи хорошо образованным, он ставил подпись не только на родном фламандском, но и на французском, греческом, латинском и иврите. Более того, мастер нашёл магическую формулу, которая делала масляные краски быстросохнущими и позволяла наносить их, не опасаясь смешения.
Некоторые специалисты полагают, что ван Эйк умело использовал научные достижения своего времени. Чтобы добиться максимальной реалистичности, художник использовал вогнутые зеркала и маленькие линзы. Собачка, домашние туфли, плоды на подоконнике, люстра, висящие на гвозде чётки, ковёр – всё выписано с ювелирной точностью.
Каждый сантиметр этого портрета наполнен символикой. Особого внимания заслуживает зеркало. В XV веке зеркало в интерьере символизировало роскошь и высокий социальный статус хозяина дома. Возможно, именно оно и является ключом к разгадке работы художника. Сегодня полотно голландского живописца хранится в Лондонской национальной галерее.