Главный экспонат
Нечёрный квадрат Малевича
Петроград.1915 год. На "Последней футуристической выставке картин "0,10" публике были представлены 39 работ Казимира Малевича.
Самое видное место заняла картина "Чёрный квадрат". Малевич не только совершил революцию в истории живописи, но и ввёл в русский язык несколько новых слов: невесомость, госваал, планиты и супрематизм.
Изначально картина была названа "Четырёхугольник". Малевич вспоминал: "Идея "Чёрного квадрата" пришла во время создания декораций и костюмов к опере "Победа над Солнцем". Это был момент мистического озарения".
Специалисты расшифровали и авторскую надпись на полотне: "Битва негров в тёмной пещере". Интересно, что Малевич использовал все цвета палитры, кроме чёрного. Художник примешивал мел, чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам. Более того, ни одна из сторон "Квадрата" не равна другой.
В течение последующих 15 лет мастер создал ещё 3 варианта картины. Все 4 произведения не похожи ни размером, ни цветом. Своим ученикам он говорил: "Если долго и сосредоточенно смотреть в центр квадрата, не отвлекаясь ни на что, как в камере обскура, то можно увидеть бесконечность и вечность".
В настоящее время в России находятся все 4 "Чёрных квадрата“. Они экспонируются в Русском музее, Эрмитаже и Третьяковской галерее.