Главный экспонат
Главный экспонат Серова
1910 год. Самая элегантная дама Петербурга, княгиня Ольга Орлова, уговорила известного художника Валентина Серова написать её портрет. Позировала княгиня неоднократно, однако ни одно её изображение не стало столь же знаменитым так, как эта работа кисти Серова.
Известно, что при работе над заказными портретами Серов не испытывал вдохновения. Однако, прежде чем приступить к работе, художник долго готовился, изучая личность заказчика, его быт, манеру держаться. Подчас, чтобы добиться желаемого результата, Серов требовал от модели до 100 сеансов позирования!
Княгиня Орлова слыла законодательницей мод Петербурга, о её приёмах и затратах на туалеты и шляпы ходили легенды. Серов настоял, чтобы княгиня позировала в модной шляпе. Однажды у Серова спросили, почему в этом портрете такую заметную роль играет шляпа. Художник с улыбкой ответил: "Иначе ведь не была бы княгиня Орлова..."
Сарказм Серова княгиня поняла, но не отказалась от портрета, щедро заплатив художнику. Впоследствии Орлова передала картину в Русский музей при условии, что она не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.
Выдающийся поэт Валерий Брюсов писал: "Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица". Именно поэтому многие богатейшие люди боялись заказывать работы у мастера.