Это интересно
Кто посадит памятник?
Почему у Венеры Милосской нет рук? Вовсе не по вине ленивого автора. Мраморная красавица угодила в драку. Парадокс: дрались горячие почитатели искусства, а причиной была сама Венера. В 1820 году изваяние обнаружил греческий крестьянин. Купить статую захотел работник французского посольства, но его опередил местный священник. В итоге покупатели вступили в потасовку, а Венера приобрела свой нынешний вид Венеры. Правда, профессиональные художники считают отломанные в споре руки едва ли не удачей.
Александр Рожников, скульптор:
– Не случайно именно эта богиня столь тщательно изучается в художественных вузах и художественных школах. Отсутствие рук перемещает акцент на её идеальный торс, на посадку головы, портрет.
Хорошо, что большая часть скульптуры сохранилась. Не так удачно всё вышло с несколькими картинами Пикассо, Моне и Матисса. 60 полотен в 2012 году украли с выставки. Воры уже предвкушали баснословную прибыль, но обогащению помешали опасливые родственники.
Сергей Подстаницкий, историк искусства:
– Мать одного из преступников, простая крестьянская женщина, чтобы не оставлять никаких следов преступления, сожгла в печи картины Пикассо, Гогена, Моне. Это было потом подтверждено экспертизой.
Пикассо, кстати, чемпион по травмам. В 2006-м пострадала "Мечта". Её владелец, миллиардер Стив Винн, созвал гостей, чтобы продемонстрировать картину перед продажей. Разволновавшись, он сделал неосторожный жест рукой и... порвал полотно. Правда, после реставрации картину продали за 155 миллионов долларов – ещё дороже, чем до ремонта. Через четыре года беда приключилась с картиной "Артист". Посетительница музея оступилась и задела головой драгоценный холст. Чем нанесла огромный ущерб мировому искусству. Вот почему правила, которые требуют соблюдать галереи, не пустая формальность – уверен заслуженный художник России Никас Сафронов.
Никас Сафронов, художник:
– В музей тоже нельзя зайти, поедая пирожок или застёгивая ботинок. К встрече с искусством ты должен как к встрече с английской королевой готовиться. Тогда всё приобретает особый смысл.
Любопытство сгубило статую Девы Марии из музея Флорентийского собора. Излишне любознательным оказался хирург из Америки. Он заинтересовался анатомическими подробностями руки и случайно отломил палец. К счастью, деталь оказалась восстановленной, а не оригинальной.
Александр Рожников, скульптор:
– Всё-таки восстановленные детали не столь прочны, как монолитный камень.
Статую португальского короля Себастьяна I уничтожила жажда селфи. Турист решил сделать фото на фоне памятника и, взобравшись на постамент, толкнул короля, от чего тот разбился.
Сергей Подстаницкий, историк искусства:
– Палку для селфи можно запретить, но руки или неаккуратность человека с нарушенной координацией движений никуда не денешь. Бывали случаи, когда посетители разбивали средневековые вазы.
Неожиданный поворот случился в судьбе фрески Элиаса Мартинеса "Се человек". Созданная в XIX веке, она спокойно покрывала стену храма в испанском городе Борха. Пока её не приметила прихожанка Сесилия Хименес. Дама решила, что ей под силу реставрация фрески… В итоге родился новый шедевр, прозванный во всём мире "Пушистым Иисусом".
Никас Сафронов, художник:
– Она искренне верила, что делает хорошее дело. И, скорее всего, она сделала хорошее дело, потому что теперь дают полтора-два доллара только за то, чтобы увидеть "Пушистого Иисуса".
А деньги идут на реставрацию других элементов собора, но уже профессионалами. Виновника переполоха возвращать в первоначальный вид не собираются. Прихожанам настолько полюбился "Пушистый Иисус", что они провели акцию в его защиту.
Дарья Новикова, "Настроение"