По кадрам
"Жестокий романс"
После выхода "Вокзала для двоих" Эльдар Рязанов долго искал основу для будущего кино. Решил взять что-то из русской классики, созвучное нынешней, как говорил режиссёр, сумеречной эпохе. Остановился на пьесе "Бесприданница". Реакция зрителей на экранизацию была неожиданной: трактовка многих разозлила, а некоторых – даже разгневала. Разберём "Жестокий романс" по кадрам.
"Жестокий романс" – советский мелодраматический фильм 1984 года. Режиссёр – Эльдар Рязанов. Сценарий основан на пьесе Александра Островского "Бесприданница".
Почему название фильма отличается от названия пьесы? Рязанов делился: он большой поклонник старинных русских романсов. У Островского главная героиня поёт "Не искушай меня без нужды", и сначала режиссёр хотел идти прямо по тексту. Но, перечитав стихотворения Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной, понял, там – нужные строки. Поэтому подобрал романсы на их произведения.
Роль бесприданницы Огудаловой досталась начинающей на тот момент актрисе Ларисе Гузеевой. Для неё работа стала дебютной. Неопытность сильно смущала Рязанова: он напрямую говорил, что не был слишком уверен в своём выборе. Но был рад, что маститые коллеги отнеслись к юной артистке с уважением и помогали ей на съёмках.
Гузеева признавалась: она совсем не была похожа на своего персонажа. В то время молодая артистка много экспериментировала, курила, использовала мат. На пробы явилась в джинсах, да и опыта несчастливых отношений не имела. Съёмки фильма едва не обернулись трагедией. По сюжету, герой Андрея Мягкова на лодке плывёт к пароходу и попадает на борт. Часть съёмочной группы, включая режиссёра, осталась на суше. Рязанов скомандовал подобраться к судну как можно ближе. Секунда – и лодка перевернулась, а актёр оказался в воде. Он попал прямо под лопасти, каждая из них весила под 100 килограммов. Всплыл парик. Стояла тишина. К счастью, Мягков вскоре выплыл.
Часть фильма снимали в Костроме. Местные ещё долго вспоминали гостей-киношников. Говорили, съёмочная группа часто что-то громко отмечала, а когда приезжала милиция, те, видя именитых артистов, оставались в компании. Костромичи жаловались, что в один из вечеров искусственный туман, необходимый для съёмки финальных сцен, распространился на весь город и на улицах невозможно было находиться. Однако Рязанов историю опроверг.
В воспоминаниях режиссёр отрицал, что использовались дым-машины. В тот день должны были снимать другие сцены, но когда заметили атмосферное явление, которое будто по заказу спустилось на Волгу, пересмотрели план работы. Поэтому финальные фрагменты удалось снять, как и хотел Рязанов: в окружении густого тумана, который изолировал героев от реальности.