Меню

Москва 16:16 21 ноября 2024

Это интересно

Убийственные наряды

Почему яд от одного платья мог отравить до двадцати человек? И в чём состояла опасность мерцающего цвета? В рубрике "Это интересно" – история вредных красок.

В эпоху муаровых платьев познания в химии были весьма скромны, в отличие от желания выглядеть эффектно. Когда в начале XIX века учёный Карл Шееле изобрёл удивительный изумрудный цвет, он тут же стал последним писком моды. В богатых домах так называемым "зелёным шеельским" начали покрывать буквально всё: стены, наряды, украшения, игрушки. А ведь в состав чудо-краски входил мышьяк.

Алексей Хухрев, врач-терапевт:

– Тогда вообще не модно было жить больше тридцати лет. Страдали больше не те, кто носил одежду из вредных тканей, а те, кто производил её. Симптомы вполне известны и понятны. Очень хорошо они описаны у Флобера в "Госпожи Бовари", где героиня именно мышьяка и наелась.

Яд, содержащийся в одном платье, мог отравить до двадцати человек. Аристократы умирали по непонятным причинам, но это не делало модников осторожными. Когда спустя четверть века химики изобрели ещё несколько новых цветов – лиловый, коралловый, тёмно-красный, – ими тоже стали окрашивать всё подряд. Никто и не догадывался, что для получения оттенков в ход шёл токсичный анилин, который вызывает кислородное голодание и психические расстройства.

Александра Франц, химик:

– Анилин – химическое органическое вещество ароматического ряда. Оно действительно токсично опасно, если долго находится в зоне вашего влияния. В организм анилин попадает через кожу или воздушно-капельным путём.

Едва отгремела популярность анилина, в Америке появилась так называемая "зелёная мерцающая" краска. В её состав входил радий, поэтому она светилась. Удивительному свойству тут же нашли применение. Зелёным мерцающим стали покрывать стрелки часов, чтобы их было видно в темноте. Однако девушки, занимавшиеся тонкой работой, вскоре поняли: это очень опасно.

Ольга Евсеева, историк моды:

– Девушки втайне рисовали друг другу губы этим цветом, делали макияж и отправлялись на вечеринку. Позднее они начали замечать, что рядом с губами стали образовываться страшные язвы, и были даже последствия похуже, несколько девушек скончались.

Причину опасности зелёного мерцающего выявили достаточно быстро, а вот секрет ядовитой киновари разгадывали много веков. Драконово-красный цвет был особенно популярен в Китае. Им декорировали крыши домов, ткани, посуду. О токсичности краски догадывались, но недооценивали её: думали, яд содержит смола дерева сумах, которую добавляли в палитру. О том, что главная виновница массовых смертей и болезней – ртуть, узнали только во второй половине ХХ века.

Александра Франц, химик:

– Киноварь – минерал, состоящий из ртути и серы, это сульфид ртути. И то и другое опасно, особенно если мы разогреваем вещество. Мы окрасили какую-то вещь и вспотели, то есть выделилась влага, стало теплее. Испарения ртути опасны и токсичны.

Производство токсичных колеров рано или поздно сворачивали, а вредным компонентам находили замену. Дольше всех, пожалуй, продержалась жёлтая камбоджийская краска, которую использовали для одежды буддийских монахов. Её основа – смола гуммигут – токсична только в больших количествах, поэтому учёные долго спорили, можно ли применять вещество или всё же не стоит. Договориться удалось чуть меньше 20 лет назад. Краску сняли с производства, заменили безобидной альтернативой и, наконец, поставили точку в вопросе смертельно ядовитых оттенков.



Смотрите также

Субботний Рамблер