Меню

Москва 20:28 21 ноября 2024

В лучших традициях

Ковры

Когда в России появилось ковроткачество? И какие изделия в моде сейчас? Рубрика "В лучших традициях" прониклась красотой и разнообразием ковров.

Ковёр – тканое полотно, которое может поведать целую историю. Каждый ребёнок разглядывал замысловатые узоры часами, фантазируя о значениях орнамента. Когда на наших территориях появилось ковроткачество и какие изделия в моде сейчас?

Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V веке до нашей эры. Археологи обнаружили его на Алтае, сейчас уникальный экспонат хранится в Эрмитаже.

Андрей Шаповалов, заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства:

– Традиция изготовления ковров идёт либо из Персии, либо из Китая. Их придумали кочевники, ковры закрывали щели в юрте и давали дополнительное тепло. В избах это было не так.

Самые известные центры ковроткачества в России были в Курске. Курский ковёр – это яркие цветы, в основном розы, маки, тюльпаны. Ткали для разных нужд: дорожки в дом, покрывала на сундуки или попоны для лошадей. Долгие столетия ковры – и ворсовые, и гобеленового типа – были роскошью и признаком достатка.

Ольга Чепко, художник по текстильным техникам ручного ткачества:

– Гобелен и ковёр, в принципе, одно и то же. Просто ковёр имеет пушистый ворс, а гобелен, или "шпалера", как раньше называли, это безворсовый ковёр.

Художники по текстилю до сих пор изготавливают гобелены по старинным техникам.

Ольга Чепко, художник по текстильным техникам ручного ткачества:

– Нить-основа должна быть натянута довольно плотно. Поперёк прокладывается цветная нить "утка". С помощью неё создаётся рисунок. Периодически специальным инструментом забивается плотность.

Доступными ковры стали лишь в СССР. Ещё в 1930-е годы появилась необходимость создать нечто "своё": на основе вековых традиций, но с новыми смыслами.

Андрей Шаповалов, заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства:

– Упрощали, например, курский ковёр, чтобы можно было его машинным способом быстро произвести. Или делали более понятным дагестанский, азербайджанский ковёр, вплетали туда новые символы, в том числе советской власти. Таким образом, изделие становилось "общим" ковром, ковром СССР.

В каждой советской квартире на стене висел хотя бы один ковёр, его неизменно обожали дети. Разглядывать узоры можно было бесконечно, всякий раз замечая то новую рожицу, то человечка, то цветок.

До сих пор качество изделия определяется не только стоимостью исходных материалов, но и плотностью полотна.

Евгений Шутко, специалист по ручному ткачеству, эксперт по текстильному искусству:

– Обычным качеством применительно к ковру считается, например, 150 тысяч узлов на квадратный метр. А фантастическим, экстраординарным – ближе к миллиону.

Мастера по изготовлению ковров создают актуальные рисунки. Недавно в моду вошла техника "тафтинг". Делают полотна в основном на заказ, поэтому фантазии нет предела. Кому-то нужен логотип бренда, кому-то – любимый персонаж аниме. Однако многие всё же предпочитают классику в новом прочтении.

Юля Юпитер, создатель мастерской тафтинговых ковров:

– Просят модернизировать так называемые "бабушкины ковры". Возьмём тот же орнамент, но сделаем его с потёками. Это уже смотрится современно. Либо просят вписать какого-то персонажа, взять какую-то картину, Васнецова например, и перевести русско-былинные мотивы в иллюстрацию на ковре.

В ткань с помощью специального устройства-пистолета вбивают пряжу. Важный этап – стрижка ворса, можно создать любой объём и необходимые изгибы. Современный ковёр может украшать и полы, и зеркала, и те же стены, как мы привыкли. В лучших традициях.



Смотрите также

Субботний Рамблер