За кадром
"Добро пожаловать..." к хрущёвской бабушке




1964 год считается годом выхода на экраны знаменитого фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён". Хотя на самом деле тогда его почти никто не видел. Фильм показали в нескольких кинотеатрах на первом сеансе, в 8 часов утра. И это уже было чудом, как, впрочем, и то, что его вообще удалось снять. Историю пионерского лагеря, в которой так явно угадывалась жизнь нашей страны, придумали друзья-сценаристы Семён Лунгин и Илья Нусинов. А снял её выдающийся режиссёр Элем Климов, для которого это была дебютная работа в кино.
Павел Лунгин, режиссёр, сын сценариста Семёна Лунгина:
– К нам домой пришёл молодой Элем Климов, только что закончивший ВГИК, прекрасный, огромный, красивый, полный каких-то надежд. И вместе они дико смеялись, хохотали, когда придумывали эти штучки. На самом деле основа этой истории – это, как ни странно, я. Меня как раз в этот период выгоняли из школы. Самое смешное, что в фильме очень много реальных, жизненных моментов. "Мы из группы продлённого дня. Хорошо нам живётся, друзья, угощают нас вкусным обедом", – эта бредовая агитация, например, действительно висела в нашей школе.
Детей для съёмок в фильме искали в школах. Основным требованием было умение плавать. 13-летний Витя Косых тогда даже не предполагал, что эта картина станет его судьбой. После неё он снялся во многих фильмах, главным из которых был "Неуловимые мстители". На пробах же у Климова он покорил всех не умением плавать, а прекрасным чтением стихов.
Виктор Косых, актёр:
– Я сейчас так не смогу, с таким ужасом выпучить глаза и прочитать: "Погиб поэт, невольник чести…" Совершенно без всяких акцентов, ударений, как это должно быть среди актёров. Я просто докладывал текст.
Как-то раз в троллейбусе Климов встретил мальчика и тут же пригласил его на пробы. Такое лицо было находкой. Ради него в сценарии даже придумали нового персонажа под названием "Мальчик с профилем Гоголя".
Популярность Славы Царёва после этого фильма была невероятной, позже он даже снялся в эпизоде у Тарковского, но больше в кино его не приглашали. Он работал сторожем, грузчиком, продавцом и до конца жизни тоже часто вспоминал свои первые пробы.
В роли директора лагеря режиссёр с самого начала видел только Евгения Евстигнеева. В кино он тогда почти не снимался, его имя гремело в театре "Современник". Зная образы, создаваемые Евстигнеевым на сцене, руководство поставило условие: "Кто угодно, только не он". На что режиссёр ответил: "Кто угодно, только не я". Так появился гениальный товарищ Дынин – одна из самых ярких ролей актёра.
Как только картина была готова, на неё сразу повесили клеймо – "антихрущёвская". Главной причиной этого считали "царицу полей" – кукурузу, но дело оказалось… в бабушке. В её портрете на похоронах некоторые увидели явное сходство с самим Хрущёвым. Удивительно, но, несмотря на это, фильм именно Хрущёв и одобрил. Посмотрев его, он долго смеялся и сказал: "А фильм-то хороший, давайте его в прокат!"
