За кадром
"Безымянная звезда" Михаила Козакова
Фильм "Безымянная звезда" – это первая режиссёрская работа в кино Михаила Козакова. Пьесу малоизвестного румынского драматурга Михаила Себастьяна он прочитал в конце 1960-х, но снять фильм смог только спустя 8 лет. Все эти годы он боролся и доказывал телевизионному начальству, что в "Безымянной звезде" нет ничего крамольного и порочащего советскую действительность.
Игорь Костолевский, Народный артист России:
– Козаков был влюблён в эту пьесу и заразил этой любовью и нас. Сейчас работу с Мишей я вспоминаю как наслаждение, но тогда с ним было не так уж просто. Он добивался своего любым способом, в том числе и диктатом, но победителей не судят.
Козаков хотел, чтобы главные роли в "Безымянной звезде" сыграли Анастасия Вертинская и Олег Даль. Но если с Вертинской понимание было найдено, то Даль своего героя представлял иначе, чем режиссёр.
Козакова это не устроило, и он стал искать замену. Так появился Игорь Костолевский, для которого роль скромного учителя астрономии стала действительно звёздной.
Анастасия Вертинская, Народная артистка России:
– Его зовут Марин, меня зовут Мона. Чтобы как-то эту ситуацию приблизить к нашим реалиям, он называл меня Нюрой, а я его Гаврилой. Это были такие ужасно деревенские, русские имена, но нам так было проще общаться друг с другом. Он часто спрашивал: "Ну как, Нюр, сейчас я правильно сыграл?" – "Замечательно, Гаврила".
Для студентки МХАТа Ирины Савиной съёмки с такими известными актёрами были большой ответственностью. Но, в отличие от них, в пробах она не участвовала. Козаков утвердил её сразу, по одной только фотографии.
Ирина Савина, актриса:
– Помню, приставала к Козакову: "Где у меня зерно роли?" Я тогда только что выпустилась, и Станиславский ещё не вышел из головы. А он всё время говорил: "Отстань! Выйди и скажи слова, встань, куда тебе указали. Тебе играть ничего не надо, потому что ты такая, какая есть».
Основные эпизоды фильма были сняты в декорациях "Ленфильма".
Здание провинциального вокзала, куда прибывает дизель-электропоезд, нашли на станции Шувалово недалеко от Санкт-Петербурга.
