Громкие слова
Громкие слова под монастырь
Если один человек поставил другого в затруднительную ситуацию и обеспечил ему неприятности, говорят: подвёл под монастырь. Выясним, при чём здесь обитель монахов.
С XIV века, со времён Ивана III, был распространён насильственный постриг в монахи всех неугодных. Могли у какого-то дворянина, который не угодил царю, отобрать всё имущество или, например, неугодную царскую жену отправить в монахини.
Подвести под монастырь можно было и мужа-тирана. Проводили разбирательство и, если жене удавалось доказать факт насилия, нерадивого супруга отправляли в обитель – замаливать грехи.
Есть версия, имеющая отношение к нищим: в монастыре они могли найти кров и пропитание. Ещё фраза связана с военными действиями. Монастыри обладали толстыми стенами и у них была своя система жизнеобеспечения: во время военных действий они превращались в центры защиты, где собирались воины, укрепляли стены монастыря и оттуда уже поражали врагов. В этом случае подвести под монастырь означало заманить врага в ловушку.
С невзгодами и коварством связано и другое выражение. "Шемякин суд" – так называют несправедливый и корыстный суд. Любопытно, что фразеологизм обязан своим появлением конкретному человеку.
Было такое историческое лицо – Дмитрий Шемяка, который настолько хотел занять престол, что ослепил своего двоюродного брата Василия. Дмитрий Шемяка стал символом судьи, который ради достижения корыстных целей может абсолютно всё переврать и принять решение, как ему захочется.
Сама фраза "Шемякин суд" пришла из литературы. Существует одноимённая сатирическая повесть. В ней рассказывается о споре двух братьев – богатого и бедного. Бедный брат попросил у богатого лошадь, чтобы перевезти какие-то вещи, но тот был настолько жадным что лошадь дал, однако упряжь пожалел. Привязал бедный брат свою телегу к хвосту лошади, телега повернула слишком резко и хвост лошади оторвало. Богатый брат отправился с бедным братом на суд к Шемяке. Бедный брат показал Шемяке камень, завёрнутый в тряпицу. Судья подумал, что у него там взятка, и принял решение, что бедняк не виноват. Это сатирическое осмеяние продажного судьи.