Вещь.doc
Дело о магических предметах
Самые популярные слова в 1920-е – "машина" и "вещь". Это было время индустриализации, новых производств и технологий. Но не все оказались рады происходящему, некоторым производственные цеха виделись чем-то зловещим: приглушённый свет, конвейерные ряды и люди, выполняющие однообразные движения. Между тем, фотограф-самоучка Хайн Горни видел совсем другую картину: он чувствовал ритм времени и даже производственный процесс превращал в произведение искусства и дизайна. Хайн Горни любуется обыденностью, превращая её в фантастический арт-объект.
Увлёкшись фотографией, Горни бросил обучение плотницкому ремеслу и переехал в Ганновер. Здесь начинающий фотограф познакомился с признанными мастерами и встретил единомышленников. Свои первые снимки он сделал в путешествии по Италии и Египту.
Он фокусируется на ритме, на новом качестве предметов, тиражности. Перфекционист по натуре, Горни дни и ночи проводил в фотолаборатории: придумывал необычные ракурсы, коллажи, экспериментировал с реквизитом. Характерной особенностью приёмов Хайна Горни является отношение с предметом, будто бы с огромной высоты.
В Германии возникает художественное направление "новая вещественность". Авторы этого течения стремились передавать реальность такой, какая она есть, без прикрас. Горни не только влился в ряды "вещественников", но и сумел найти собственный стиль. Перед съёмкой фотограф придумывал снимок в голове. Для него самым главным были тени и детали.
Новая эпоха формирует новые запросы, появляется термин "дизайн". И Горни является его правозвестником: он воспевает форму как таковую, предмет сам по себе. Именно поэтому он находит признание как рекламный фотограф.
1929 год выдался для Горни особенно удачным. Он открывает собственное предприятие, намереваясь заняться рекламной фотографией. Используя макросъёмку как один из основных инструментов, Хайн постоянно экспериментировал, пытался найти новую форму для предметов малого быта, показать их как архитектурный ансамбль. Его работы охотно публикуют различные европейские журналы.
Хайн Горни считал, что, фотографируя товар, надо сделать его не просто ярким, броским, красивым, но и содержащим некую загадку, мистерию, дополнительный смысл.
В конце 1930-х Горни выполняет заказ для берлинского журнала. В качестве модели он снимает свою жену Рут. Опубликованный снимок запретили и потребовали развестись с супругой. Фотограф отказался. Больше он не получал крупных заказов. Мастеру пришлось бросить рекламу и зарабатывать на жизнь съёмками животных.
Фотографии Горни – это не только тиражность, но во многом диалог с новым поколением людей – поколением индустриализации.
