Меню

Москва 17:40 30 марта 2023

Громкое дело

Громкое дело овощной мафии

Как в СССР наваривали миллионы на некондиции? И кому уходила немалая часть денег? Раскроем "Громкое дело" советской овощной мафии.

Если в восьмидесятых годах московский покупатель видел на прилавке развалы фруктов и овощей, он мог не сомневаться: это изобилие привезено с Дзержинской плодоовощной базы. Наткнувшись на такой подарок судьбы, хватали всё без разбору. Неся домой полную авоську, покупатель и не подозревал, что приобрёл некондицию. По крайней мере по документам товар проходил именно так. Дело овощной мафии.

Работа на Дзержинской плодоовощной базе была поставлена образцово. Мхитар Амбарцумян, который руководил базой с 1964 года, буквально за пару лет превратил её в процветающее предприятие. Университеты талантливый управленец прошел серьёзные.

"В боях на западном берегу реки Одер 7.02.1945 года тов. Амбарцумян показал себя храбрым хладнокровным командиром расчёта во время сильной контратаки противника. Спасая станковый пулемёт, быстро, умело и скрытно перенёс его на запасную позицию и внезапным огнём уничтожил два пулемётных расчёта и до 18 немецких солдат и офицеров. Сержант Амбарцумян представлен к правительственной награде – ордену „Отечественной войны II степени”". Из наградного листа сержанта Мхитара Амбарцумяна.

Сержант Мхитар Амбарцумян был одним из двухсот бойцов, которые в день Парада Победы 1945 года бросили знамена поверженного врага к ступеням мавзолея – кого попало в этот список не вносили. Человеком он был находчивым и не робкого десятка. Когда пришёл на овощебазу, смекнул: порядки здесь буквально прогнили. В народе предприятие именовали "Гнильторгом" – овощи с базы в магазины и на рынки шли никудышного качества, настолько плохо была налажена система хранения и поставок. Новый директор начал реорганизацию.

Алексей Лобарев, ветеран спецслужбы Московского уголовного розыска:

– Конечно, у него была связь с поставщиками – с теми организациями, которые поставляли ему овощи, фрукты. Он хорошо оплачивал продукцию, чтобы она шла чистая, не гнилая. Поэтому он хорошо платил за дефицит.

Взятки поставщикам проблему некондиции решали не полностью – процент гнили всё же был. Директор принялся за подчинённых: после смены работники базы оставались и за дополнительную плату приводили товар в пристойный вид. Вскоре количество испорченного товара сошло на нет. А официальные 10%, в пределах которых разрешалось списывать некондицию, в документах остались и начали приносить баснословную прибыль хозяйственному директору.

Конечно, без оплаты так называемой "крыши" было не обойтись. Немалая часть денег отправлялась вышестоящему руководству, чтобы оно не лезло в дела базы. Вечерами в своем кабинете Амбарцумян выстраивал сложные схемы – сколько и кому он должен заплатить. Следствие потом удивлялось педантичности и аккуратности, с которой директор вёл протоколы передачи взяток.

Смерть Брежнева и приход к власти Андропова многим крупным руководителям стоили в лучшем случае ухода с постов, в худшем – жизни. Амбарцумян тоже угодил в великую чистку, которую устроил новый генсек, чтобы показательно искоренить коррупцию в СССР. Директора плодоовощной базы арестовали и предъявили ему обвинение.

"Хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, независимо от способа хищения, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества". Статья 93.1 УК РСФСР.

Шокирующей роскоши при обыске у Амбарцумяна не нашли. Расхититель соцсобственности жил скромно и богатства не выпячивал. Пообщавшись с обвиняемым, следователи прониклись к нему симпатией.

Алексей Лобарев, ветеран спецслужбы Московского уголовного розыска:

– При задержании уже была собрана необходимая доказательная база. Амбарцумян сразу начал сотрудничать со следствием. Наши оперативные сотрудники рассказывали, что он раскрыл свои тайники, где хранил ценности, которые они сами могли и не найти. Всё рассказал, всё показал, всё отдал.

Амбарцумян подробно расписал все коррупционные цепочки, по которым шли денежные потоки с базы. Цепочки, говорят, привели следствие к таким кремлёвским фамилиям, что сверху поступил приказ: приговорить к высшей мере. Все были шокированы. В адрес главы государства посыпались письма от родных, однополчан, коллег и подчинённых директора базы. Он и сам написал ходатайство о помиловании и до последнего ждал ответа.

Кремль, к подножию которого он бросал в 1945-м знамя повергнутого врага, просьбам бывшего героя не внял. Мхитара Амбарцумяна, несмотря на все заслуги, расстреляли. 15 участникам дела дали от 12 до 15 лет лишения свободы. Осуждённые срокам даже радовались, зная о судьбе директора. Андропов показал – шутить с властью не даст. Дело закрыто.



Смотрите также

Субботний Рамблер