Меню

Москва 4:32 25 марта 2023

Громкое дело

Громкое дело "Святого Луки"

Как из столичного музея украли шедевр? И почему вора долго не могли найти? Все подробности – в рубрике "Громкое дело".

10 марта 1965 года стало для сотрудников Музея изобразительных искусств имени Пушкина чёрным днём. Тогда обнаружили, что исчезло полотно "Святой Лука" кисти фламандца Франса Халса. По иронии судьбы за несколько дней до этого министр культуры Екатерина Фурцева заявила: "В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят". Дело "Святого Луки".

Картину привезли в Москву на выставку – её для посетителей так и не открыли, успели сделать лишь развеску. Придя на работу 10 марта, сотрудники лишились дара речи: полотно было грубо вырезано из подрамника тупым ножом.

Алексей Лобарев, ветеран спецслужбы Московского уголовного розыска:

– Были опрошены 250 человек, которые работали в Пушкинском музее. Отработали иностранцев, потому что понимали: такой заказ мог сделать только очень богатый иностранец. Работалис перекупщиками, по ломбардам. Каждый день Фурцева вызывала министра общественного порядка – он отчитывался о проделанной работе.

Кража кражей, но жизнь музея продолжалась. Неприметный сотрудник Валерий Волков исправно ходил на работу. После все удивлялись, как органы просмотрели такого подозреваемого.

"Валерий Волков, 1938 года рождения. По образованию столяр-мебельщик. В 1957 году осуждён за кражу личной собственности, освобождён досрочно. В 1963 году принят на работу в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на должность реставратора". Из материалов уголовного дела.

Волков с детства мечтал поступить в Институт имени Сурикова. С судимостью туда не брали. Чтобы хоть как-то приблизиться к искусству, парень устроился в Пушкинский музей. Там требовали документ о высшем образовании, но он солгал отделу кадров и пообещал предоставить бумаги позже. В то время с Волковым познакомился коллекционер Валерий Алексеев и обещал достать диплом за кругленькую сумму. Нет денег? Тогда укради "Святого Луку" – якобы так родился преступный замысел.

Подельники рассчитывали быстро продать полотно, но его никто не покупал в течение полугода. Отчаявшийся похититель сам выдал себя.

В толпе у магазина "Грампластинки" на Новом Арбате к одетому с заграничным шиком господину подошёл молодой человек и предложил картину уровня Рембрандта за сто тысяч рублей. Господин заинтересовался. Как было не заинтересоваться, если гражданином был сотрудник КГБ. Потеря преступником осторожности вкупе со случайной встречей сдвинули с мёртвой точки дело, которое уже считали безнадёжным. Началась спецоперация. Продавца картины очень боялись спугнуть. Сотрудник КГБ сообщил Волкову, что нашёл покупателя для его товара.

Алексей Лобарев, ветеран спецслужбы Московского уголовного розыска:

– Встреча состоялась у бассейна "Москва", уже с сотрудником оперативной службы, который тоже играл иностранца. Незнакомец пришёл без картины, сказал: давайте по деньгам сойдёмся. Цену определили в сто тысяч рублей. Оперативники сразу установили наружку за продавцом и довели его до Пушкинского музея.

Милиционеры были шокированы – преступник всё время ходил под носом у следствия! Назначили следующую встречу с покупателем, уже с передачей картины. Волкова взяли с поличным. Он сразу дал признательные показания, упомянув: на кражу его подбил Алексеев.

"Я не имею никакого отношения к похищению картины „Евангелист Лука”. Считаю все случившееся провокацией, направленной на советских коллекционеров живописи". Из показаний Валерия Алексеева.

Медкомиссия признала Алексеева невменяемым, и наказания он не понёс. Волков получил 10 лет лишения свободы. С осуждённого взыскали 901 рубль за реставрацию полотна. Саму картину эксперты оценили в 120 тысяч рублей.

Два года провёл "Святой Лука" в реставрационной мастерской. Похититель хранил полотно без всяких церемоний – свёрнутым за тёплой печкой. Но благодаря заслуженному художнику Степану Чуракову и его кропотливому труду картина обрела прежний вид. О захватывающей истории преступления сняли фильм – "Возвращение "Святого Луки". Правда, лишь спустя несколько лет после происшествия. До этого факт хищения был глубоко засекречен, ведь из советских музеев ничего нельзя украсть. Дело закрыто.



Смотрите также

Субботний Рамблер