Назад в СССР
Советские карикатуры





Блокнот, карандаш и острый глаз − этого достаточно, чтобы создать шедевр. Пропойца мимо идёт или не в меру модная особа − всё можно зарисовать и предать общественному суду. Советская карикатура.
Обсмеять – вот лучший способ искоренить порок. Советская власть это знала. Карикатура была в ходу и до революции, но во времена СССР весёлые картинки стали популярны как никогда.
"Идейно-художественные принципы и стилистика советской карикатуры − её политическая активность, непосредственное обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции". Большая советская энциклопедия.
Первым делом под сатирический удар угодили, конечно, буржуи и капиталисты. Толстых дяденек, отъевшихся за счёт трудового народа, рисовали максимально неприятными, чтобы сразу было понятно − им симпатизировать нельзя. Впрочем, паразитов любого толка не щадили: по тунеядцам и алкоголикам карикатура проходилась несчётное количество раз. Чрезмерное внимание к вопросам моды, особенно западной, высмеивалось не меньше, чем дружба с зелёным змием. Не слишком смелые стиляги просыпались по ночам в холодном поту, представляя себя на карикатуре.
"Крокодил" − средоточие советской карикатуры − читали везде. Сложно было удержаться, чтоб не подтолкнуть соседа в трамвае: пусть и он посмеётся, хорошо же нарисовали.
И ведь действительно рисунки были великолепными. Дмитрий Орлов, известный под псевдонимом Моор, хлёстко вычерчивал иностранных политиков. Виктор Дени, он же Денисов, пророчил смерть капитализму. Кукрыниксы − Куприянов, Крылов, Соколов − стали легендой, выполнить могли любой социальный заказ. Борис Ефимов, который даже образования художественного не получил, в карикатурном деле достиг такого признания, что мог запросто поболтать с генсеком.
"Помню, на международной выставке "Сатира в борьбе за мир" я спросил у Брежнева: "Не станем ли мы, карикатуристы, скоро безработными?", на что он мне ответил: "Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать". Из интервью Бориса Ефимова, советского художника-карикатуриста.
У художественной сатиры всегда было много дел. Особенно в войну. Плакатный Гитлер вызывал смех и делал фюрера жалким и нестрашным. Наполеоновский вид предводителя оккупантов и его солдаты-инвалиды вызывали хохот бойцов и тружеников тыла. А солдату, который смеётся над врагом, всё нипочём!
Стать персонажем карикатуры никто не хотел. На страницы "Крокодила" очень легко было угодить, незаконно приобретая или сбывая что бы то ни было. Законно купить-продать заветную вещь можно было лишь в специальном магазине. Советские комиссионки. Но об этом − в следующий раз.
