Громкое дело
Бриллиантовая паутина






Как выглядит по-настоящему блестящая задача? Дано: 1 завод по обработке алмазов, крупнейший в отрасли. 1 огранщик с восемью классами образования. Всё это помножить на неопределённо-огромное количество проверок ОБХСС. Вопрос: как могли у огранщика обнаружить сотни бриллиантов, если с завода ничего не пропадало? Эти данные легли в основу истории о самой изящной и самой масштабной краже драгоценностей в СССР. Бриллиантовое дело.
Начало 1970-х, Смоленск, фабрика бриллиантов "Кристалл". Режим жёсткий. Чтобы попасть на производство, сотрудники мылись и переодевались в фабричную форму. Когда уходили домой, раздевались донага, тщательно вычёсывали волосы, полоскали рот под наблюдением специального человека, затем одевались и шли домой. Так начинались и заканчивались рабочие дни простого парня Ивана Казакова.
"Казаков Иван Алексеевич, родился в 1940 году в деревне Новая Смоленской области, русский, беспартийный, образование – 8 классов. Женат, трое несовершеннолетних детей. Ранее судим. Живёт в Смоленске". Из анкеты осуждённого Ивана Казакова.
Казаков пришёл на завод молодым, прилежно отучился на огранщика, распиловщика и обдирщика. Выполнял план, участвовал в соцсоревнованиях. И в тот же момент руководил мощной преступной группировкой, которая разветвлялась по нескольким городам и по итогу своей деятельности нанесла государству ущерб на сумму в 13 миллионов рублей.
Алексей Лобарев, ветеран Московского уголовного розыска:
– Дело называлось "Бриллиантовая паутина". На схеме мы нарисовали семь заводов – два в Украине, два в России и по одному в Прибалтике, Армении и Белоруссии. Получилось такое разветвление.
Никто теперь не узнает, как голову Казакова посетила гениальная идея: из отходов бриллиантового производства создавать сами бриллианты. Суть метода проста. Когда алмаз превращают в бриллиант, появляются ненужные кусочки – сколы. Они бывают разных размеров и являются естественным отходом производства. Их, однако, выбросить или забрать себе нельзя, нужно сдавать вместе с огранённым камнем.
Казаков брал самый крошечный скол, пропажу которого никто не заметит, и прятал его в шарик пластилина, прикреплённого под стол. Во время работы со следующим алмазом мастер менял скол на скол покрупнее, потом менял на ещё больший и так далее. Процесс продолжался до тех пор, пока обмен не доходил до кусочка, пригодного к обработке. Количество отходов при этом не менялось, заподозрить никто ничего не мог. Готовые бриллианты выносили в основном во рту.
Но и госслужбы не лыком были шиты. Обнаружили, что на чёрном рынке фигурируют бриллианты заводской обработки, но хищений на самом "Кристалле" нет. Их и вправду по документам не было! Количество сырья строго соответствовало количеству полученных бриллиантов. А Казаков тем временем свой преступный промысел превратил практически в искусство, которым был очень вдохновлён.
"Мне нравились бриллианты, рассматривая их, я словно погружался в другой мир – удивительный и прекрасный. Я видел в них неповторимую красоту игры света. Но прошу учесть, гражданин следователь, что по своей дури я не считал свои камни ворованными, они появлялись как бы из отходов..." Из протокола допроса осуждённого Казакова.
Сначала мастер "наращивал" камни один. Потом подключились подельники: обдирщики Борисёнков и Куртенков. В качестве сбытчика к преступной компании присоединился старший брат главаря Николай Казаков.
Позже "филиалы" преступной группировки появились на заводах в других городах и даже в других союзных республиках. Но госорганы движение незаконно заработанных средств всё же проследили. Началась охота.
Алексей Лобарев, ветеран Московского уголовного розыска:
– Удивило, когда следователи приезжали на обыск, то они думали, что сейчас обнаружат драгоценности, ковры, хрусталь. Ничего подобного. У преступников были простые квартиры и невзрачная мебель.
Следствие длилось два года. Материалы заняли десятки томов. Казакова и троих подельников расстреляли. Видимо, избежать казни преступники надеялись до самого конца. Украденные бриллианты они хранили в тайниках. Казаков и компания следствию показали только часть из них. Кое-что удалось обнаружить у родных "бриллиантовой мафии". Однако из материалов дела следует, что камней украдено гораздо больше, чем нашли. В укромных местах где-то и по сей день лежат драгоценности, тайну местонахождения которых расстрелянные унесли с собой. Дело закрыто.
